Специалисты

Авторизация



Здравствуйте! У меня ребенок 7,5 лет. В сентябре только собираемся в школу. С начала года заболел (инфекционный кардид). Лежали долго в больнице, лечились. Но проблема возникла только в мае. Резко в один день стали беспокоить его навязчивые страхи. Любой страх заканчивается тем, что он умрет, или заболеет чем-нибудь и умрет. Напр: у меня заболит голова так, что она разорвется и я умру, я чем-нибудь уколюсь, заболею и умру. Привидилось, что стану таксикоманом, что-нибудь нанюхаюсь и умру. У меня будет какая-нибудь болезнь и я умру. И все в таком духе. Одновременно появилось еще болезненное состояние по поводу чистоты рук. Моет их (реально, подсматривала за ним) мылом на 5-6 раз. И не уверен, что они чистые. А так же за день миллион раз подойдет и спросит, что вот ему что-то капнуло в рот, ничего не будет? Или он руками дотронулся до губ, ничего не будет? И все такое, до абсурда. Муж сначала прикрикнул на него, теперь сын боится ему что либо говорить. Я сним разговариваю постоянно, Объясняю все по мере возможности, ничего не скрываю (Все люди умирают, но как правило от старости, таксикоманы умирают и молодыми т.к....., то что есть иммунитет и капля грязной воды на губах ничего плохого не сделает и т.д.) Но страхи не проходят, как правило ими делится, когда уже почти засыпает. Однако, приходят они ему в течение дня. Стал бояться темноты, но при ночничке спать отказывается. По характеру впечатлительный, любит только научные передачи (на данный момент телепередачи ограничены). Депрессии не наблюдаю, с друзьями играет, гуляет с удовольствием, в школу хочет, увлекается электрикой, планы изучать физику уже с 1 класса и т.д. С 4 лет лечили заикание(заикание тоже появилось за один день. Утром ушел в сад нормальный, в 5 вечера не мог и слова сказать), энурез. Как раз с нового года эти проблемы ушли. Но возникла новая. Что делать? Были у невролога. ДЗ: невротические реакции. Прописали Магне В6, атаракс на 1 месяц. Подскажите, как можно помочь ребенку справиться с его страхами.

Ответы

Здравствуйте, Ирина! Вы пишите, что невролог поставил диагноз: невротические реакции, а реакции-то на что? – на какое событие? Какое-то значимое событие в мае предшествовало появлению страхов? Или эти страхи явились результатом перенесенной в начале года болезни? Насколько тяжело протекала болезнь? Как долго лечился сын в стационаре? Когда лечение было закончено? И закончилось ли к настоящему моменту? Я бы задала еще много вопросов для того, чтобы определить причину возникших страхов. С Ваших слов предполагаю, что Вы связываете появление страхов с перенесенной болезнью, но, в принципе причина может быть и в другом. Даже тот факт, что в скором времени предстоит пойти в школу, у впечатлительного ребенка может вызвать усиление базовой личностной тревоги. Сам ребенок, конечно, не подозревает о такой связи, он просто может чувствовать постоянное напряжение без видимой понятной для него причины. Такая тревога субъективно переживается тяжело (в любом возрасте) и психика человека устроена таким образом, что стремится эту тревогу чем-либо объяснить – вот тут и может появиться страх, который уже более понятен, его можно объяснить, о нем можно сказать. Тот факт, что сын рассказывает о своих страхах перед сном, а не в течение дня, свидетельствует о том, что страхи эти выражают именно общее внутреннее напряжение, которое усиливается перед сном, когда (как правило) человек остается наедине со своими мыслями. С Ваших слов могу еще предположить, что сын, кроме того, что впечатлительный, еще и мыслительного склада – поскольку увлекается электрикой и физикой, а такие люди труднее переживают тревогу и внутреннее напряжение, им важно эмоции объяснить разумно и логично, отсюда страх разных конкретных ситуаций, которые Вы описываете. Еще могу предположить, что сын весьма амбициозен, имеет высокий уровень притязаний – не каждый строит планы изучать физику с 1 класса, тем более, что с 1 класса физику не преподают. И тут возникает еще один момент: чем выше уровень притязаний, тем сильнее страх неудачи, провала, что в свою очередь опять же ведет к повышению внутреннего напряжения.  Теперь что делать со страхами. В принципе, Вы поступаете правильно, разумно и рационально объясняя сыну как и от чего можно умереть и от чего умереть невозможно. В большинстве случае такие объяснения против страхов неэффективны, но сын мыслительного склада, поэтому такие объяснения ему понятны и вероятно его успокаивают, но не совсем, а на некоторое время, потом появляются новые ситуации с той же темой страха – страха умереть. Почему? – потому что, как я уже объяснила, страх вызван внутренним напряжением по поводу поступления в школу. А значит, более целесообразным будет говорить не о страхах, не о том, что их не нужно бояться (это, кстати, может быть подкреплением страхов), а говорить о школе – как и что там будет, как там учат, что оценки не ставят первые полгода (если я не ошибаюсь), что поначалу оценки вовсе не главное, главнее познакомиться с ребятами с учителем, освоиться в школе, радоваться новому, что школа это не только учеба – это много интересных событий, знакомств…. Вобщем как в песне «Чему учат в школе» - крепко накрепко дружить, с детства дружбой дорожить… или еще другая: школьные годы чудесные с книгою, с дружбою, с песнею как они быстро летят. Много букв я написала, надеюсь идею Вы мою уловили. Если попробуете действовать в этом направлении – не сомневаюсь – результат будет желаемым.

Оцените ответ:
(0)